В данной статье я покажу, как использовать программу Exchange Server Troubleshooting Assistant версии 1.0. С помощью этого средства есть возможность проверки широкого диапазона проблем, связанных с Exchange-сервером, таких как, например, проблемы с потоком почтовых сообщений в Exchange, проблемы присоединения базы данных и проблемы производительности пользователей Outlook. Некоторые функции данного средства уже присутствуют в сервере Exchange 2007, так что вы уже можете собирать информацию о неисправностях в сервере Exchange 2007 версии Beta 2.
Для устранения неисправностей средство Exchange Troubleshooting Assistant (ExTRA) выполняет несколько действий для идентификации проблем производительности, потока почтовых сообщений и присоединения баз данных. ExTRA автоматически определяет, какой набор данных необходимо исправить, а также собирает данные из настроек, счетчиков производительности, журналов событий, из Exchange-сервера в режиме реального времени, а также и из других источников. Далее, Exchange Troubleshooting Assistant анализирует каждую подсистему, например дисковую подсистему или память, для определения узких мест производительности и неисправности компонентов. Результаты работы ExTRA объединяются и выдаются администратору, который может использовать полученную информацию для устранения неисправностей.
Системные требования для программы Exchange Troubleshooting Assistant таковы:
Компонент | Требование |
Операционная система | Требуется: Microsoft Windows 2000 Professional, Windows XP, семейство Windows 2000 Server или Windows Server 2003; рекомендуется: Windows XP |
Компьютер и процессор | Компьютер с процессором 133 МГц или выше; рекомендуется 1.0-ГГц и выше. Для схем с более чем 100 серверами Exchange рекомендуется использование двух процессоров. |
Память | Требуется: 256 МБ RAM; Для каждых 50 новых серверов Exchange сети рекомендуется дополнительно 256 МБ. |
Жесткий диск | Для установки: 10 МБ доступного дискового пространства; Для выходных данных необходимо 2 МБ свободного пространства на каждый сервер и на каждое сканирование. |
Система обмена сообщениями | Смешанный или простой режим работы систем Exchange Server 2003, Exchange 2000 Server и Exchange Server 5.5 system; рекомендуется: Exchange Server 2003. Замечание: Чистые схемы с сервером Exchange Server 5.5 не поддерживаются. |
Дополнительно | Microsoft .NET Framework 1.1 Файлы служб IIS |
Скачать программу Microsoft Exchange Troubleshooting Assistant можно с этого сайта. В момент написания статьи в наличии была версия 1.0. Регулярно проверяйте этот сайт на предмет появления обновленных или новых версий. Можно использовать и встроенную в само средство функцию обновления.
После того, как вы скачали программу, следуйте инструкциям программы установки.
Рисунок1: Установка Microsoft Exchange Troubleshooting Assistant v1.0
При запуске программы Exchange Troubleshooting Agent вначале происходит соединение с сайтом Microsoft для проверки наличия обновлений и файла настроек. Проверку можно отменить, но я рекомендую всегда использовать данную функцию.
Рисунок 2: Проверка обновлений
После проверки на наличие обновлений начинается процесс устранения неисправностей.
Рисунок 3: Начало процесса устранения неисправностей
Можно сделать выбор из трех задач:
Рисунок 4: Задачи
Программа устранения неисправностей в производительности Exchange Performance Troubleshooter имеет в наличии те же самые функции, что и изолированная версия данного средства. Выберите средство анализа.
Рисунок 5: Выбор симптомов
Теперь вы должны указать имя сервера, а программа проверит соединение с этим сервером. В данном примере средство обнаружило только сервер, запущенный мной с помощью Virtual Machine.
Рисунок 6: Результаты проверки соединения
Для сбора данных журнала производительности используйте Exchange Troubleshooting Assistant. По умолчанию, средство собирает данные в течение 5 минут. В реальных условиях следует расширить данный интервал до нескольких часов.
После сбора данных вы можете открыть существующий файл журнала.
Обратите внимание, что необходимую информацию можно собрать и вручную с помощью Exmon или Монитор производительности Windows (Windows Performance Monitor).
Рисунок 7: Сбор данных настройки
В отчете не видно никаких проблем с RPC. Все в порядке. Если вы хотите увидеть дополнительный трафик в тестовом окружении, я рекомендую использовать такое средство, как Exchange Server 2003 Loadsim, для большей загрузки тестовых компьютеров и проверти работы ExTRA.
Рисунок 8: Сбор данных настройки
Теперь программа Microsoft Exchange Troubleshooting Assistant будет собирать информацию о дисковой подсистеме, очереди сообщений, LDAP и т.д. Все эти шаги отображаются в окне ExTRA.
Рисунок 9: Программа ExTRA нашла узкое место в производительности
Программа ExTRA нашла узкое место в производительности моей тестовой системы. Если вы нажмете на соответствующую кнопку, вы увидите полную информацию об этом узком месте.
Рисунок 10: Для получения дополнительной информации нажмите зеленую кнопку
И, наконец, ExTRA показывает всю собранную информацию о системе, включая все узкие места, в дополнительном окне.
Рисунок 11: Просмотр результатов
Программа устранения неисправностей в потоке почтовых сообщений Exchange Mailflow Troubleshooter – это полностью новый компонент средства Exchange Troubleshooting Assistant, который можно использовать для нахождения причин разрыва потоков почтовых сообщений, отчетов о недоставке или потерянных сообщений (при использовании сервера Exchange 2007).
Рисунок 12: Выбор симптомов для запуска Exchange Mailflow Troubleshooter
Программа Exchange Mailflow Troubleshooter обнаружила, что FQDN (Полностью определенное доменное имя) копии SMTP-сервера не соответствует имени самого сервера, что могло служить причиной ошибок.
Рисунок 13: Предупреждение об FQDN SMTP-сервера
Далее, укажите код DSN (Delivery Status Notification – Сообщение о статусе доставки). Найти DSN можно в NDR (Non Delivery Report – Отчет о недоставке), которые получают ваши пользователи от почтовой системы.
Рисунок14: Указание DSN
Программа Exchange Mailflow Troubleshooter выводит список кодов DSN, так у вас есть возможность анализа причины недоставки сообщения.
Рисунок 15: Детальная информация о DSN
Программа Database Recovery Management собирает данные настроек и информацию заголовка баз данных вашего Exchange-сервера и файлов журналов транзакций. ExTRA анализирует все заголовки базы данных и создает список проблем и методы их решения.
ExTRA сканирует отсоединенные базы данных Exchange и файлы журналов транзакций на предмет причин отключения и других проблем. С помощью ExTRA вы можете сделать следующее:
Рисунок 16: Параметры программы Exchange Troubleshooting Assistant
Для данной статьи я выбрал Мастер восстановления базы данных. Перед использованием мастера обязательно отсоедините базу данных Exchange, которую собираетесь восстановить.
Рисунок 17: Выбор базы данных для восстановления
Поскольку я всего лишь отсоединил базу данных с помощью консоли управления Exchange System Manager, база данных находится в режиме простого отключения, так что мастер восстановления с ней ничего не сможет сделать. Мастер восстановления баз данных запускает известное средство ISINTEG и дефрагментирует базу данных Exchange-сервера.
Рисунок 18: Отчет о результатах восстановления
Microsoft Exchange Server Troubleshooting Assistant – хорошее средство для анализа и поиска потенциальных проблем в базах данных и журналах Exchange-сервера, а также проблем, связанных с производительностью сервера. Помимо этого, Microsoft Exchange Server Troubleshooting Assistant помогает восстанавливать поврежденные базы данных. С помощью ExTRA можно производить диагностику проблем в доставке сообщений. Потратьте время на изучение данного средства. Некоторые компоненты средства, например, Exchange Server Disaster Recovery Agent или Exchange Server Performance Troubleshooting Agent также являются и средствами Exchange-сервера. Дополнительную информацию об этих средствах можно найти на сайте http://www.msexchange.org/.
Источник http://www.msexchange.org
Tags: Exchange, ldap, mac, Windows XP